oganiok (oganiok) wrote,
oganiok
oganiok

Categories:

О Монигетти

  Недавно проходила по Лубянскому проезду мимо здания Политехнического музея и уже в который раз восхитилась совершенством его архитектурных форм. Длительный срок я ездила в этот район на работу и был даже период , что работала в самом здании Политехнического в его северной части. И всё недосуг было поинтересоваться историей организации и постройки здания музея. А тут в заглянула в интернет и выяснила для себя, что «музей был создан
в 1872 г. по инициативе Российских ученых-просветителей, членов Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии». И что Здание музея «построено по проекту архитектора И.А.Монигетти». Меня очень заинтересовала эта фамилия, потому что стиль и декор центральной части здания, как у старорусских резных теремов. Я сфотографировала центральную часть здания со стороны Лубянского проезда.
Image Hosted by ImageShack.us


Image Hosted by ImageShack.us

Вид музея со стороны Лубянской площади из интернета
       
Строительство музея стало возможным также благодаря выделению Московской городской Думой в 1871 году 500 тыс.рубл.  и передаче необходимого земельного участка в Лубянском проезде, 4 . Первое открытие музея состоялось во временном здании на ул. Пречистенке в 1872 году.
В 1877 году по проекту архитектора И. А. Монигетти была закончена центральная часть здания музея.
Туда и переехал музей. Южное крыло Политехнического музея с Лубянско-Ильинскими торговыми помещениями возведено по проекту архитектора Н. А. Шохина в 1883 году (строительством руководил архитектор А. Е. Вебер, при участии архитектора И. П. Машкова), а в 1896 году закончено правое крыло музея. Северный корпус построен в 1903—1907 годах по прроекту Г. И. Макаева . Всего же строительство здания продолжалось 30 лет.
А теперь собственно о Монигетти.
Родился в семье каменщика Антонио Монигети, родом из Бьяски (Швейцария).
Пройдя блестящим образом курс московского Строгановского училища технического рисования, в 1834 г. поступил в воспитанники Императорской академии художеств, в которой главным его наставником по архитектуре был проф. А. П. Брюллов.
В 1839году — за проект театрального училища Монигетти награждён малой золотой медалью, но по болезни не участвовал в конкурсе на получение большой золотой медали и, выйдя из академии со званием художника XIV класса, для поправления здоровья отправился в Италию. Пробыв довольно долго в Италии и посетив после того Грецию и Восток, усердно изучал в этих странах памятники зодчества, чертил их детали и таким образом составил богатое собрание любопытных рисунков, которые по возвращении его в Санкт-Петербург в 1847 г. доставили ему звание академика. Часть этих рисунков поступила потом в архитектурный класс академии, как драгоценный материал для изучения стилей, преимущественно же орнаментистики.
Строительная деятельность Монигетти по его прибытии в отечество началась с поступления его на должность главного архитектора Императорских царскосельских дворцов — сооружением грациозной купальни в виде турецкой мечети на большом пруде, отделкой дворцовых цветочных оранжерей, устройством двух мостиков в парке Царского Села и постройкой нескольких барских дач в этом городе.
С вступлением на престол Александра II работы по перестройке интерьеров в Большом Царскосельском дворце становятся более интенсивными.
Лестница, созданная Монигетти, и ныне - главный вход в Екатерининский дворец. Она имеет шесть маршей; два нижних ведут на промежуточную широкую площадку, от которой вверх расходятся еще по две пары маршей, композиционно закрепленных тумбами, увенчанными вазами. Лестница имеет выходы в парк и па плац; на уровне второго этажа по обе стороны находятся большие открытые балконы. Стены и потолок лестничного пространства декорированы лепкой в стиле рококо, двери украшают вензеля императорской четы "АМ" ("Александр и Мария"). На стенах располагались часы и часы-календарь, выполненные в петербургской мастерской Г.Мозера. Поглядите ЗДЕСЬ
Белизна мраморных стен контрастировала с яркими цветами живописных плафонов, красных штор на окнах, а также декоративными пятнами японского и китайского фарфора XVIII века из дворцовой коллекции, установленного на фигурных кронштейнах. Убранство лестницы дополняли белые торшеры с золочеными деталями. Оригинальные плафоны первоначального убранства лестницы - "Триумф Венеры" Ж.Виена, "Похищение Европы" и "Галатея" Г.Рени были утрачены во время Великой Отечественной войны. Живописные полотна итальянских художников заменены аналогичными по стилю и размерам картинами "Суд Париса" К.Маратти, "Юпитер и Каллисто" П.Либери, а также работой неизвестного итальянского художника "Эней и Венера".
Архитектурное решение новой Парадной лестницы Екатерининского дворца произвело такое впечатление на Александра II, что после утверждения проекта Ипполит Монигетти получает в 1860 году должность архитектора Высочайшего двора и новое задание - подготовить проект дворца в новом крымском имении императора в Ливадии.
Из построек Монигетти в Ливадии сохранилась дворцовая церковь Воздвижения Честного Креста, исполненная в грузино-византийском стиле. По проектам Монигетти в Ливадии были также построены - турецкая беседка, расположенная на небольшой возвышенности с проходящей под ней через тоннель аллеей, дом Министра двора, дома для свитских особ, разнообразные служебные здания.
Главное же сооружение имения - Ливадийский дворец (1861-1866) - не сохранился. Дворец, построенный И. Монигетти, уничтожила сырость, вызванная высоким уровнем грунтовых вод.
Работая в Крыму, Монигетти продолжал руководить работами по отделке интерьеров Екатерининского дворца в Царском Селе.
Вот это интересно:
«Вместе с переделкой парадных интерьеров для императорской четы в 1861 году архитектор строит на острове Малого пруда для восьмилетней дочери Александра II великой княжны Марии Александровны "Детскую фермочку", состоявшую из двух изб, коровника и птичника. Небольшая усадьба была решена в русском стиле: чистая изба состояла из одной комнаты и кухни, обставленных дубовой резной мебелью детских параметров; в угольном шкафу хранилась посуда; в красном углу находился образ Знамения в дубовой раме, с шитым русским полотенцем и т.д. В детской усадьбе было предусмотрено все для ведения хозяйства: под крышей чистой избы помещалась светелка с наружной лестницей; в темной кладовой хранились дубовые ведра для молока; под кладовой был создан небольшой ледник; за молочной избой построен маленький коровник; дворик фермы был занят птичником с голубятней.
Вдоль берега острова для императорских детей были проложены игрушечные рельсы, сделаны туннели, мосты и шлагбаумы железной дороги, приводящей к порту на берегу. Остров, на котором размещалась фермочка, сообщался с противоположными берегами Малого озера двумя плоскими мостиками, построенными по рисунку Монигетти. Они были без перил и представляли собой дамбы (запруды).., Обстановка избы, в том числе столовый, чайный и стеклянный сервизы для фермочки, изготовленные на Императорских фарфоровом и стеклянном заводах, были сделаны также по эскизам И.А. Монигетти. Маленькая княжна с наслаждением вела свое игрушечное сельское хозяйство и даже просила отца купить ей "для фермы "пегую корову"". По воспоминаниям современников, великий князь Александр Николаевич часто "рассказывал о ее хозяйничанье на собственной ферме". Фермочка была разрушена до основания в период немецкой оккупации Царского Села в 1941-1943 годах.»
И еще:
«Одновременно с проектированием "Детской фермочки" Монигетти занимался восстановлением и частичной реконструкцией павильона для лам (1866, "Ламский павильон") в северной части Александровского парка, построенного архитектором А.Менеласом в 1820-1822 годах для помещения в нем доставленных из Южной Америки лам.»
Среди работ для частных лиц, построенных Монигетти в Царском Селе, выделялись особняк и дача княгини З.Н. Юсуповой на Павловском шоссе (1856-1859), стилизованная под павильон "Эрмитаж" в Екатерининском парке. Дача так понравилась Юсуповым, что в конце 1857 года Монигетти получает от них предложение постоянно работать в качестве архитектора "для работ, могущих быть в Санкт-Петербургском доме и в других местах".
Князь Н.Б. Юсупов в 1858 году заказал архитектору реконструкцию своего особняка  (наб. Мойки, д. 94). По проектам Монигетти в 1858-1860 годах были отделаны вестибюль, парадная мраморная лестница и личные комнаты князя и его дочери. Юсуповский дворец - истинный шедевр Монигетти (посмотрите ЗДЕСЬ) как мастера интерьера и знатока различных архитектурных стилей, представленных в удивительном разнообразии: пышная парадная лестница в стиле Людовика XIV,

ведущая в фойе в стиле раннего классицизма, Гобеленовый зал в стиле "ренессанс", Помпейский коридор с арабесковыми орнаментами в "неопомпейском стиле",

будуар княжны в стиле "рококо", Мавританская гостиная князя и Восточная гостиная княжны (здесь, продолжая восточную тему в своем творчестве, Монигетти выступает как законодатель петербургской моды на восточные интерьеры). Помимо дворца Юсупова Монигетти создает новые интерьеры для дома великого князя Александра Александровича на Каменном острове. В 1869-1873 годах он также был занят по поручению Морского министерства убранством салонов и кают императорских яхт "Ливадия" и "Держава", представлявших собой чудеса комфорта и роскоши.
В 1850-х годах по проектам Монигетти построен ряд доходных домов и особняков, в том числе особняк Т. Дылева (1849-1850, наб. Обводного канала, 155), особняк С.А. Трубецкой (1851, ул. Некрасова, 28), доходный дом Жеребцовой (1852-1854, ул. Малая Морская, д. 12/9, здание сохранилось, но был надстроен один этаж), особняк князя Воронцова в стиле раннего французского классицизма (1856-1857, наб. Мойки, 106), особняк графа Строганова (1857-1859; ул. Чайковского, 11, дом был надстроен двумя этажами), загородный дом великого князя Александра Александровича (находился на Петровской аллее Каменного острова, разрушен во время блокады).
В 1864 году И.А. Монигетти выполнил проект православной церкви в Швейцарии, в Веве (сооружена в 1872-1873 гг.), после чего в 1874-1875 годах производил реконструкцию и отделку нескольких парадных комнат Аничкова дворца в Петербурге (Невский проспект, 39) по случаю приспособления его к резиденции наследника цесаревича, впоследствии императора Александра Александровича. Здесь особенно удачно им были декорированы лестница в стиле Людовика XVI, гостиная в стиле Людовика XIV и библиотека в позднероманском стиле. Кроме того, Монигетти устроил в Аничковом дворце зимний сад.
Он был автором павильона России на Всемирной выставке 1873 года и создал проект здания для Политехнического музея в Москве. Окончить последний из этих трудов художнику не позволила тяжелая болезнь. Ипполит Монигетти умер в Петербурге 10 мая 1878 года и был похоронен на Шуваловском кладбище

ИСТОЧНИК 1
ИСТОЧНИК 2
Tags: архитектура, выдающиеся личности, достопримечательности, искусство, история
Subscribe

  • Тыковки....

    Предлагаю Вашему вниманию очень интересные снимки, сделанные моим болгарским другом Alex L Dimitar в городе Пловдив(Старият град).

  • Баку. Небольшая прогулка по приморскому бульвару.

    Этим летом я была в Баку, однако по ряду обстоятельств совсем немного удалось погулять по городу. То немногое, что мне удалось заснять - я покажу.…

  • От Ferdi-Rizkiyanto

    ЗДЕСЬ МОЖНО РАССМОТРЕТЬ ДЕТАЛИ:

promo oganiok may 14, 2013 23:26 28
Buy for 10 tokens
Недавно была свидетелем вот такой картины у м."Теплый стан". Этническая группа американских индейцев в характерных экзотических костюмах исполняла национальную музыку на национальных инструментах. Было жарко, музыканты устали, играли без особого вдохновения. Прохожие останавливались, их…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments